Как холить и воспитывать маленьких детей (24)

Избегая рассказов, которые могут внушить детям ложный страх, избегай точно так же и поступков, которые могли бы сделать детей понапрасну боязливыми. Как часто случается, что няня пугает детей трубочистом, который при работе своей не может не сделаться черным. Вместо того, чтобы объяснить детям, отчего человек этот стал черным, и таким образом рассеять их естественный страх, ча­сто слышатся такие слова: «вот идет трубочист; если ты не перестанешь плакать, или не будешь слушаться, то тебя возьмет черный дядь­ка!» Может быть ты и сама знаешь за собою какой-нибудь смешной страх; в таком случае старайся пересилить его, или по крайней мере не выказывай его, особенно при детях. Я уже не раз говорила, что дети во всем подражают взрослым, всему от них учатся, все перенимают, что только видят или слышат, и из всех наших недостатков легче и прежде все­го усваивают пустой, ложный страх. Бывают и довольно порядочные люди, которые однако ж имеют много предрассудков и ложного страха; они вскрикивают при виде крота, лягуш­ки, наука; дрожат, когда заметят на платье своем  букашку или слизня, теряют присутствие духа, когда в углу заскребется мышь или произойдет какой-нибудь другой шум, которого причину они не могут объяснить себе сразу. Люди, не получившие хорошего образования, не знают ни законов природы, ни привычек и образа жизни многих животных, и потому ча­сто тревожат себя совершенно напрасным страхом. Дитя точно так же несведуще в таких предметах; и потому наша первая обязанность объяснить ему, что может причинить вред, че­го нужно опасаться, и что совершенно безвредно. В наших странах очень не много вредных и опасных насекомых; но само собою разуме­ется, что ты не должна позволять детям тро­гать тех из них, которые жалят. Однако ж научая детей, каким образом избегать вреда от этих животных, отнюдь не нужно бояться их. — Как приятно и вместе с тем поучи­тельно рассматривать устройство тела зверей, птиц, насекомых, и наблюдать их образ жизни и привычки; но человеку, который смоло­ду привык считать некоторых из них страшными и отвратительными, уже никогда не придет охоты заниматься наблюдениями, и следова­тельно он лишен многих полезных и самых благородных наслаждений в жизни.
Нe позволяй также, чтобы дети, которые по­ручены твоему надзору, ради забавы, убивали мух, бабочек и других животных. Старайся, чтобы они вовсе не могли видеть, когда ты при­нуждена будешь убить какое-нибудь животное. Чем убивать пчелу, слепня, или осу, которые часто залетают к нам в комнаты, лучше выпусти их из окошка. Когда необходимо ис­требить каких-нибудь животных, которые заво­дятся в наших домах, садах и огородах, то это должно делать так, чтобы дети не знали, когда животные умерщвляются, а если малютки неизбежно должны будут узнать об этом, то нужно растолковать им, что мы поступаем так не из злобного мщения и не для забавы, а по необходимости. Как часто случается, что люди, поймавши крысу или мышь, нарочно бегут звать детей, чтобы потешить их, показать, как бед­ное животное будет брошено в воду и утонет, или как оно будет схвачено и съедено кошкою. Смотреть на смертные муки животного — самая недостойная забава ! Страдание живого существа не может служить препровождением времени для человека образованного и христианина; оно нра­вится только дикому, грубому варвару, и ребенок, который без всякого сострадания отрывает крылья мухе, или чувствует радость при виде мучения пойманной мыши, никогда не будет со­чувствовать скорби и бедствиям своих ближних и не задумается причинить вред товарищам своим. Величайшие на земле злодеи и мучители все любили в молодости своей мучить животных. Если муха в то время, как ей отрывают крылья и ноги (а это часто делают жестокие мальчики), если муха и не поднимет ужасного крика, то все же она чувствуете боль точно так же, как и человек ; это нужно объ­яснить детям как можно вразумительнее. Пре­красное правило: «не делай другим того, чего себе не желаешь», может быть применено ко всему живому, и правило это должно внушить детям с самых ранних лет. Но только не словами и не частым повторением можем мы научить ребенка, а своими собственными поступками. Только хороший пример действителен, ибо не то, что мы говорим, а то, что мы делаем , имеет самое большое влияние на детей.
 

Теперь возвратимся к нашим дневным занятиям. Я уже советовала тебе ко всякому делу приготовляться заранее. Из чего бы ни состоял ужин детей, ты должна сготовить его в свое время. Покуда дети играют и забавляются в комнате, ты, с маленьким ребенком на руках, можешь сделать кое-какие приготовления к ужину; например — принести и сготовить чай­ные приборы. Чтобы нарезать хлеба к чаю, ты можешь положить ребенка на несколько минут в колыбель и воспользоваться этим временем, чтобы приготовить все, что нужно делать обеими руками. Если ребенок уж не так мал, что­бы, по твоему желанию, стал покойно лежать в колыбели, то все же ведь бывают минуты, когда он у тебя не на руках, — и это-то время ты старайся употребить не на безделье, а на при­готовления к ужину и вообще на все те деда, которые нельзя делать с одною рукою. Работа идет как по писанному, если все нужное при­готовлено заранее; но если в ту минуту, как нужно подавать кушать или делать что-нибудь другое, станешь суетиться да искать того и дру­гого, то обыкновенно происходить беспорядок, и все от малого до большого приходят в дур­ное, недовольное расположение духа. — Когда ты в детской комнате будешь готовить чай, кипя­тить молоко или суп, то должна быть как можно осторожнее; смотри, чтобы дети не подходили близко к спиртовой лампы или к огню, и пре­достерегай, чтобы они не прыгали к тебе, когда ты снимаешь с огня и несешь на стол приго­товленное кушанье; они легко могут толкнуть тебя и облиться горячею жидкостью. То же са­мое, когда дети сидят уже за столом, никогда не переноси горячего супу или другого горячего ку­шанья над их головами. Уже не раз случа­лось таким образом ужаснейшее несчастье: или сама няня прольет, по неосторожности, или ребенок подтолкнет и — горе всему семейству ! — Если у тебя в детской комнате для какой-ни­будь надобности принесена горячая вода, то будь как можно осмотрительнее, чтобы дети не при­чинили себе несчастья.

Продолжение статьи

Заявка на подбор персонала

Ваше имя: *
Телефон для связи: *
Время:
Email: *
Ваша заявка: *
© 2005-2012 Агентство нянь "VIP Сервис"