Как холить и воспитывать маленьких детей (21)

В то время, как няня уходит обедать, дети обыкновенно остаются с матерью. Время обеда — единственное время в продолжение целых суток, когда ты бываешь свободна и остаешься
вместе с прочею прислугою; и потому, без сомнения, ты захочешь продлить его, чтобы по­болтать со своими товарищами по служба. Обе, как госпожа, так и ты, избежали бы многих неприятностей, если бы барыня назначила опре­деленные часы, которые ты должна употребить на обед. Она сообразит, что тебе весьма естественно желать маленького развлечения от беспрерывных забот, и конечно назначит для твоего обеда надлежащее, не слишком короткое время. Это совершенно понятно, что ты с большим удовольствием поболтаешь с людьми, равными тебе по званию. И если в доме, где ты живешь, много прислуги, и все обедают за одним столом, то, разумеется, разговоров будет много. Но могут происходить и такие раз­говоры, которые, по твоему, не совсем-то прили­чны. В этом случае веди себя так, как будто ты ничего подобного не слышишь, и никогда не показывай виду, что находишь удовольствие в такой беседе; это самый лучший способ пре­кратить непристойные разговоры. Вероятно ты услышишь также разный суждения о своих господах; будут разбирать их хорошие и дурные качества. Любопытные, предполагая, что ты зна­ешь больше, ибо находишься постоянно при детях, вблизи господ, будут стараться узнать от тебя такие вещи, которые содержатся в тайне; но ты не должна сдаваться на выпытывания, а напротив тотчас же отклоняй их от себя. Ты конечно вправе иметь свое мне­ние о господах, которым служишь; но помни, что высказывать мнение о людях можно только тогда, когда мнение наше никого не может оскорбить или унизить. Когда мы хотим судить чужие поступки, то прежде всего должны поду­мать, что бывают случаи, где совершенно невозможно составить верного мнения о человеке, по­тому что могут существовать такие обстоятель­ства, которых мы не знаем, да и понять не можем, и которые однако ж дают делу совершен­но другой вид. Помни всегда, что доброе мнение хранит как того, о ком оно произнесено, так и того, кто это мнение произносит. Главы семейств имеют много забот и огорчений, ко­торые им одним известны, и которые могут сделать их нетерпеливыми и раздражительными в обращении со своими домашними. В таких случаях помни, что кроткий ответ может обра­зумить самого вспыльчивого человека. Я знаю, что чрезвычайно тяжело переносить постоянную брань и суровое обращение; и если ты так несчастли­ва, что попала к таким людям, которые ни­когда и ничем недовольны, всегда грубы и жестки в обращении, то еще раз повторяю тебе: обдумай как можно внимательнее, дей­ствительно ли в твоей службе более неприятностей, чем выгод. Только после зрелого размышления ты должна решить, оставаться ли на месте, или уйти. Не забывай никогда, что доброе имя девушки зависит и оттого, долго ли она живет на одном месте. Если ты только один месяц проживешь без места, то и тогда уже под­вергаешь участь свою опасности: ты издержишь свои сбереженные деньги, привыкнешь к празд­ности и подвергнешь себя всем случайностям, которые необходимо происходят от недостатка занятий.
После обеда дети возвращаются в свою ком­нату и, если погода позволяет, ты должна бу­дешь снова идти с ними гулять по городу, или играть в саду. Когда же время года не позво­ляет выходить на прогулку, то твоя обязан­ность, оставаясь с детьми в комнате, приду­мывать для них разные забавы и развлечения.

В играх своих дети часто подражают ра­боте и занятиям взрослых людей; так например, девочка целый день нянчится с куклою. Мы говорим: она играет; но для нее эта игра все равно, что для нас работа; она воображает, что кукла ее — действительно ребенок, а сама она настоящая няня, и только с таким условием игра приятна и занимательна для нее. И потому-то детям еще более нравится действи­тельное, настоящее занятие делом. Ты, я думаю, сама можешь вспомнить из своей молодости, как, бывало, обрадуешься, когда мать позволит тебе накрыть стол, стлать постель, подметать или делать что-нибудь тому подобное по хозяй­ству? Хотя детям, за которыми ты ухаживаешь, может быть и никогда не приведется исполнять такие простые работы; но все-таки им не мешает знать, как все это делается, и кроме того, помогая тебе в некоторых мелочах, дети мало-помалу сделаются способными ко вся­кому серьёзному делу. Это я говорю на счет будущей пользы от таких занятий, а в настоящем польза от них еще более несомненна. Если, например, между детьми есть резвая, деятельная маленькая девочка, и её оставят без всякого занятия в детской комнате, то разумеется она будет производить шум, беспорядок, а подчас поднимется между сестрицами и довольно крупное несогласие; или если между детьми есть вялый, неповоротливый ребенок, то нужно всеми силами стараться побудить его к деятельности. Вот здесь-то и полезно да­вать детям какие-нибудь маленькие поручения или работы. Ребенок бойкий сделается смирнее и довольнее, когда будет думать, что у него много дела, и что он должен помогать тебе; а вялый сделается пободрее, видя, что и он тоже может быть полезным. И кроме всего этого, в детях побуждается похвальное желание помогать своим ближним. Итак, предположим, что ты начинаешь приучать детей к тому, чтобы они могли помогать тебе в некоторых занятиях. В детской комнате всегда найдется какое-нибудь занятие для детей. Принести корзи­ночку с бельем маленького ребенка, вынуть от­туда, что нужно, и хорошенько уложить назад вещи, также приготовить (т. е. достать, развер­нуть, уложить по порядку) вещи, которые им самим нужно будет надеть вечером, убирать кое- что, ставить стулья на места, — все это маленькие дети делают очень охотно, и нет в том ничего трудного для них. Я знала прекрасную маленькую девочку лет трех, которая весьма бережно обращалась со своим носовым платком. Когда она возвращалась домой с про­гулки, и вообще всякий раз после того, как платок был употреблен в дело, она неме­дленно складывала его по старому, в те же самые складки, и тогда только клала его в карман или в комод. Она расправляла его на стуле или на полу, суетилась вокруг, и во­обще много хлопотала, чтобы разгладить его и сложить в прежние складочки; притом она ка­залась так занята своим делом, как будто ре­шала самую важную задачу в свете. Дети, ко­торые немного постарше, бывают очень рады, когда им позволяюсь помогать при уборке посу­ды, например: вытирать чайные ложки, поло­скать чашки и относить их в шкаф. Это пусть они делают тихонько, одно за другим. Но ни­когда не должно заставлять их делать что-ни­будь по неволе. Покажи, каким образом должно все это делать, но говори всегда ласково, друже­ственно и ободрительно; если же ты вздумаешь что-нибудь им приказывать, то прощай и охота и удовольствие!

Продолжение статьи

Заявка на подбор персонала

Ваше имя: *
Телефон для связи: *
Время:
Email: *
Ваша заявка: *
© 2005-2012 Агентство нянь "VIP Сервис"